Ирландский танец. Традиции и новаторство.

 

На протяжении многих столетий происходило формирование основных правил, принципов и построений различных видов ирландского танца. Из рук в руки передавались знания и опыт в области ирландских сольных танцев (англ. Irish Stepdance), ирландских кейли (ирл. céilí) , шан-носа (ирл. sean-nós), сет-танцев (англ. Set Dancing), накопленные на протяжении очень долгого времени: от самого зарождения ирландской культуры и до наших дней. Все эти направления (за исключением шан-носа) были сформированы и стандартизированы специально созданной комиссией по ирландским танцам в начале 20 века. Благодаря деятельности этой комиссии была создана многочисленная школа мастеров ирландского танца, которая и осуществляет сохранение традиции в ирландском танце на сегодняшний день.

Несмотря на всю красоту традиционного ирландского танца, свое мировое признание и популярность он завоевал только после того, как было создано первое ирландское шоу Riverdance в 1994 году. Когда мир увидел большое количество ирландских танцовщиков на одной площадке, отбивающих ногами четкий, быстрый ритм и двигающихся в изумительных, похожих на калейдоскоп, рисунках; легкие, воздушные прыжки; услышал гениальную и завораживающую музыку Била Уилана - ирландский танец приобрел широкое признание и стал заимствоваться танцорами практически всех стран мира. Колоссальный успех сопутствовал второму ирландскому шоу Lord of The Dance, созданному в 1998 г. на музыку замечательного композитора Ронана Хардимана. Создателем этих шоу является великолепный танцовщик и шоумен Майкл Флетли. Он первый предложил собрать большое количество чемпионов ирландского танца на одной сцене и связать их воедино общим сюжетом. Благодаря высокой технике исполнения ирландских танцев, грамотному подбору артистов, яркому световому оформлению, интересному сценарию и, наконец, великолепному музыкальному сопровождению, ирландский танец приобрел зрелищность, масштабность и красочность. Такого колоссального успеха в мировой хореографии не приобретал не один национальный вид танца. Видео со знаменитыми ирландскими шоу появились практически в каждом доме. Появилось очень большое количество поклонников этого вида танца, которые не только смотрят видео и приходят на концерты, но и сами серьезно занимаются изучением ирландских танцев. Причем многие из них становятся не только чемпионами международных соревнований, но и сертифицированными педагогами – сдают письменные и практические экзамены в комиссии по ирландским танцам (т.н. градации).

Практика создания ирландских шоу говорит, прежде всего, о том, что именно благодаря новаторскому подходу к традиционным ирландским танцам происходит привлечение народных масс к традиционной ирландской культуре. Новаторство дает толчок для развития традиции. Оно отшлифовывает данный ему материал и делает его пригодным для восприятия современному поколению. Позволяет искусству идти в ногу со временем.

Ярким примером новаторства в ирландском танце служит деятельность великого танцовщика, хореографа, 9-ти кратного чемпиона мира по ирландскому танцу, солиста шоу Riverdance Колина Дана. В своих постановках он стремится к модернизации ирландского танца, его соединению с другими видами хореографии: танго, модерн, джаз. Каждый его танец наполнен внутренним содержанием, скрытым смыслом. Его идеи читаются не только в пластике танцовщиков, но и в ритмическом рисунке композиций. Свой лексический материал он сочиняет буквально на ходу, больше импровизируя, нежели придумывая. Его танцевальные «степ-связки» рождаются методом перкуссии, легко и быстро. Колин Дан постоянно находится в поиске чего-то нового, необычного. Его шоу Dancing on Dangerous Ground , премьера которого состоялась в Radio City Music Hall в 2000 г. наполнено глубоким внутренним смыслом. Оно очень тонко и изящно передает сюжет ирландской саги о Диармайде и Грайне. В этом шоу ярко представлено видение главного хореографа, его новаторский подход к танцу и изобретательность.

Говоря о деятельности знаменитых личностей ирландского танца нужно подчеркнуть, что свой вклад в развитие ирландской культуры они внесли путем новаторского подхода к танцу. Сейчас очень много споров по вопросу традиционного и современного направления ирландского танца. Буквально возникло два клана: приверженцы традиций и современного игрландского танца - «ирденсеры». Одни считают, что уклонение от традиции - это вандализм, темнота и незнание, другие говорят о том, что традиция это скука. Безусловно - традиция это фундамент, на котором построено большое здание, под названием ирландский танец. Не стоит относиться к ней как к чему-то скучному и неинтересному. Но и не стоит так же опровергать что-то новое, не похожее на каноны. Здесь нужно найти золотую середину. При изучении традиционного ирландского танца, по моему мнению, важно пытаться привносить в него что-то свое – новое, индивидуальное и неповторимое. Не бояться критики и идти дальше, пытаться больше импровизировать, сочинять, соединять.

Дело в том, что пока на наших Российских сценах, как правило, можно увидеть отрепетированные и поставленные концертные номера, более или менее удобно и талантливо исполненные под более или менее удачную фонограмму. И совсем нет импровизационных номеров, где на первый план выходит танцовщик ирландского танца со своей оригинальной "музыкой туфель", импровизирующий вместе с "живой музыкой", волынщиком или инструментальным ансамблем и умеющий придать своему выступлению законченный концертный вид. Поэтому основной задачей педагога по ирландскому танцу сегодня - воспитать не только техников-исполнителей и чемпионов, но и импровизаторов. Нужно научить их не повторять за педагогом поставленную хореографию, а привносить в нее что-то свое - индивидуальное. Для этого необходимо лишь чувство свободы, ощущение веселья и пара ботинок с набойками.

Создание нового танцевального жеста, нового стиля движения, ритма, новых форм и концепций случаются крайне редко у нас в России. В основном педагоги практически всех школ ирландского танца в нашей стране заимствуют готовые постановочные номера из известных ирландских шоу («RIVERDANCE», «LORD OF THE DANCE», «DODG», «RAGUS» и др.). Педагоги традиционных школ ирландского танца зачастую переносят традиционный ирландский танец в чистом виде на сцену, сохраняя все то, что было сделано уже до них.
В современном мире хореограф может варьировать стили и направления, например, соединив ирландский танец со стилем «хуфер». При таком соединении может получиться неплохой ритмический номер. А если прибавить к нему еще и образ, то можно получить признание зрителей, и это будет вашим новым, собственным стилем. Может быть даже этот стиль получит широкое признание, и у вас будет своя – неповторимая школа танца. Даже на примере русского балета можно сказать, что наша страна уже давно отбила право называться первыми в мировой классике, хотя первыми, кто танцевал балет были французы. И первыми педагогами в России были французы. На мой взгляд, самой сильной школой в балете является училище имени А.Я. Вагановой.

Ценность педагога-хореографа определяется именно его самобытностью и неповторимостью. Нужно всегда стремиться, добиваться, а главное не стоять на месте, идти в ногу со временем. Как известно сейчас широкое распространение получает эклектика - своеобразный синтез различных культур, в определенном лексическом материале уживается более трех видов хореографии. Поэтому задача педагога здесь охватить как можно больше стилей и направлений и, связав их воедино, преподнести как индивидуальную лексику движений. Для этого педагог должен научить не просто танцевать ирландский танец, но и правильно двигаться. Он должен создать образ, от которого происходит само движение, должен раскрепостить ученика, дать ему все свои знания и новаторские замыслы. Как сказал известный древнегреческий философ Аристотель "ученик должен всегда превосходить своего учителя, только тогда человечество получит развитие и двинется дальше на пути к совершенству".

К счастью, в последнее время, новое поколение танцовщиков свернуло с проторенного пути копирования зарубежного опыта, который проповедует философию внешней формы в ущерб танцевальной образности. Если считать, что танец - это язык (текст), то бОльшая часть того, что происходит на современной танцевальной сцене - это попытка говорить на чужом языке, когда тебя очаровывает само звучание новых звуков, но соединяются они по законам неизвестного языка. Многие коллективы ирландского танца используют лексику уже готовых номеров или комбинаций зарубежных преподавателей, но делают это практически в готовом виде. Однако танец, как актуальное художественное высказывание предполагает изобретение собственного языка, который создает особую художественную реальность. Классы техники в этом случае являются только телесной практикой, но не материалом для произведения.

Есть такие категории как качество и профессионализм, присущие только профессиональным коллективам танца и художественно значимые результаты возникают при пересечении этих плоскостей - качества и индивидуального мировосприятия, мышления, стиля. В новаторском исполнении ирландского танца важно воспитание индивидуальности в области ритмов, рождение собственного звучания, способность пойти новым путем, выражение интересных сочетаний звука и музыки, способность каждого танцовщика к импровизации, чувство любопытства, а не просто демонстрация техники (" Я стучу круче всех, у меня классная техника"). В технике большое внимание уделяется рассмотрению "алгоритма" движений через призму изучения работы собственного метра ритма.

Опираясь на историю развития ирландского танца, можно выявить определенные особенности и специфику работы педагога по данному направлению. Любой опытный педагог должен смотреть, сравнивать и этим самым варьировать свою деятельность. Я считаю, что педагог современного формата должен оставлять своему ученику возможность увидеть в полученном материале свою историю, возможность дополнять мысли педагога своими, умение импровизировать и даже советовать учителю, как можно сделать ту или иную комбинацию. Педагог должен давать возможность участникам коллектива на ассоциативном уровне узнать полученный образ и понять происходящее. Зачастую педагог создает галерею образов, идущих из подсознания, внутреннего состояния и представления. Эти образы создают ауру хореографического движения, на которое накладывается собственное звучание ритма, заставляя ученика окунуться в инородную среду догадок, ассоциаций, музыки.

Пластический язык танца - это еще одна его особенность. Он не имеет строгой регламентации, которая свойственна классическому или народному танцам. Практически каждый хореограф ищет свой язык и именно его наличие повышает художественный статус педагога. В этом смысле степ более индивидуализирован, чем традиционный танец. Техники современного ирландского танца направлены на развитие таких составляющих человеческой пластики и ритма, как ощущение баланса и разбалансированность, веса, максимизация потенциала естественного движения. Современный танец учит мыслить собственным ритмом, ощущать пространство на площадке, уметь создать продуктивный динамичный образ. Часто ритмика импровизационного ирландского танца - это ломаный ритм, импульсивность движений ног при сбалансированном теле, мгновенные выходы из общего метронома. Совершенно другой в данном направлении становится роль исполнителя, а так же его взаимоотношение с педагогом. Так как это искусство глубоко-личностное, то исполнитель перестает быть просто интерпретатором идей педагога, и неизбежно становится его соавтором. А это значит, он обязательно должен быть личностью. Иногда педагог дает танцовщикам задание выразить определенную мысль, раскрыть ее содержание ритмически. Таким образом, исполнительский стиль степа отличается от многих видов хореографии большой индивидуализацией.

21-й век новых технологий и инноваций. В танцевальном искусстве нового поколения от этих атрибутов современности уже не уйти. Педагогика встает на новый уровень. Уровень свободомыслия, инновационных подходов, разработок новых форм и методов обучения. Но, к сожалению не все хореографические коллективы перешли на эту ступень. Многие из них придерживаются традиции, изменяя лишь незначительно, десятилетиями сложившиеся правила и законы.


Автор: Путинцева Светлана
при перепечатке материала ссылка обязательна