История происхождения ирландских танцев.

 

Для того чтобы полностью разобраться в истоках ирландского танца, необходимо углубиться в историю всей национальной ирландской культуры и ее формирования. В ирландском танце все взаимосвязано. Он подобно губке впитывает в себя все то, что происходит внутри страны. Ярким отражением истории являются легенды, мифы, баллады и сказания, которые находят свое заглавное место в танце и музыке. Сложенные и сочиненные народом на протяжении целых столетий, они являются самым прямым передатчиком информации о том, что происходило до нас. Ведь только по рукописям мы можем судить о происходящих событиях в те далекие годы. Как же это все связано с танцем? Дело в том, что ирландский танец формировался в очень тяжелые для страны годы. Он постоянно изменялся, обогащался, делился, подвергался гонениям со стороны церкви, но, тем не менее, он выжил и стал очень популярным во всех странах мира. Первое упоминание об ирландском танце датировано 1569 годом. Речь идет о письме, написанном сэром Генри Сидни королеве Елизавете I. В нем он описал девушек, танцующих ирландские джиги в Голуэе, которые очень сильно потрясли его: "Это танцоры первого класса, они очень красивы и великолепно одеты". Кроме того Сидни продолжал описывать танцевальное формирование, наблюдая танцоров в двух прямых линиях, которые предположительно являются ранней версией длинного танца (Rinnce Fada). Но это еще не говорит о том, что ирландский танец появился именно тогда. Свой путь развития он ведет еще со времен существования друидов. В своих религиозных ритуалах поклонения дубу и солнцу они пританцовывали, двигаясь по кругу. Отсюда и берут свое начало групповые «круглые» танцы, которые являются предшественником современных кейли танцев.

Что же касается самых первых упоминаний о танце в старой и средневековой литературе, то стоит вспомнить имя Fer Cengal, которое упоминается в тексте о древнем фестивале, проведенном в Loc Carman. Есть предположение что этот человек, соединивший пение и танец (походивший на немецкий Springen-dantz), является первой фигурой в ирландском танце. Однако имя Fer Cengal упоминается в тексте больше как акробат и не встречается в дальнейших литературных источниках.

В течение середины шестнадцатого столетия танцы были исполнены в больших залах недавно построенных замков. Некоторые из танцев были заимствованы английскими захватчиками шестнадцатого столетия и привезены во двор Царицы Елизаветы. Одним из этих танцев был Trenchmore, который был адаптирован из старого крестьянского танца. Бертон, в его Anatomy of Melancholy, говорит: "Мы должны танцевать Trenchmore по столам, стульям, и табуретам". Из этого можно сделать вывод, что танец был очень веселым по манере исполнения.

С этого периода свою популярность приобретает другой стиль танца – ирландский Эй (женский танец), который стал предшественником современного Reel. Первые упоминания об этом танце датируются 1598 годом и описываются Нэшом, в его "Shepherd's Holi-Day», затем в Martin's Month's Mind (1689г.) и наконец в "A West Country Jig", опубликованной в коллекции Роксбург. Намеки на ирландский Heys являются частыми во многих из известных игр шестнадцатых и семнадцатых столетий, игр Миддлтоном, Марстоном, Massinger, Хейвудом, Деккером, и Ширли. Вообще, этот танец больше походил на хоровод, в котором принимали участие одинаковое количество мужчин и женщин. Когда мужчины останавливались, женщины выполняли элементы танца Эй вокруг них.

В 1780г. когда король Иаков приземлился в Кинсейле, графстве Корк, его приветствовали танцоры. Три человека стояли в ряд, каждый держал концы белого носового платка. Шествие началось, когда замедлилась музыка. Танцоры сопровождали свиту короля, двигаясь парами. Каждая пара держала носовой платок между собой. Когда темп музыки увеличился, танцоры начали варьировать фигуры танца.

Ирландскому танцу аккомпанировала музыка, которую играют на волынках и арфе. В домах англо-ирландской аристократии хозяин часто присоединялся к служащим в некоторых из танцев. Танец исполнялся даже во время похорон. Скорбящие следовали друг за другом в кольце вокруг гроба под волынку.

В 18 веке в Ирландии появились первые учителя танцев (мастера), которые путешествовали по деревням, преподавая танец крестьянам. Танцующие мастера обладали яркими характерами, носили одежду по последней моде и переносили свои знания из одного дома в другой. Их молодые ученики не знали различия между левыми и правыми ногами. Чтобы преодолеть эту проблему, танцующий мастер привязывал к одной ноге солому, а к другой сено, чтобы ученик понимал, какой ногой нужно исполнять движение: «сеном» или «соломой».

Групповые танцы были развиты мастерами, чтобы поддержать интерес менее одаренных учеников к ирландским танцам. Сольные же танцы считались сложными. Сольные танцоры пользовались большим уважением и почетом. Когда они танцевали, даже двери снимали с петель и подкладывали им под ноги.

Каждый мастер танца имел свою собственную деревню и никогда не вторгался на территорию другого мастера. Это правило было известно танцующему мастеру, дабы не быть похищенным жителями соседнего прихода. Когда танцоры встречались на ярмарках, они бросали вызов друг другу и устраивали общественное соревнование, которое заканчивалось только тогда, когда один из них валился с ног от усталости.

Несколько версий того же самого танца должны были быть найдены в разных частях Ирландии. Таким образом, богатое наследие ирландских танцев было собрано и изменено за столетия. Сегодня, джиги, рилы, хорнпайпы, польки и сет танцы  - все исполнены. Сольный танец и степ танец появились в конце восемнадцатого столетия.

Костюмы, которые одевают ирландские танцоры сегодня, отмечают одежду прошлого. У каждой школы танца есть свой собственный отличный костюм танца. Платья основаны на ирландском крестьянском платье, которое носили двести лет назад. Большинство платьев украшено ручной вышивкой, носят на плече копии брошки Тары. Брошка держит накидку, которая уходит за спину и падает. Одежда, которую носят мужчины, менее украшена - они носят простую юбку в складку и жакет со свернутым плащом, драпированным от плеча. Современные танцовщики носят жесткую и мягкую обувь, подобную балетным чешкам.

Сегодня есть много организаций, продвигающих ирландский танец. Feis был важной партией сельской культурной жизни. Дети, подростки и взрослые конкурируют на отдельных соревнованиях за звание чемпиона и получают призы. Есть групповые и сольные соревнования, где танцоры классифицированы по возрасту от шести до семнадцати лет и затем в старшие категории.

Там танцуют чемпионаты во всех четырех епархиях, и победители этих провинциальных соревнований имеют право на Все Чемпионаты Ирландии. Чемпионаты мира проведены в Дублине на Пасху, где танцоры из Англии, Ирландии, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии конкурируют за Титул чемпиона мира. Ирландское слово céili первоначально означало собрание соседей в доме, которые приятно проводили время, танецуя, слушая музыку и рассказывая истории друг другу. Сегодня это похоже на неофициальный вечер танца. Céilis проводятся в больших городах и округах страны, где принимают участие все возраста. Сéili прослеживается еще до времен голодоа, когда танец в перекрестке был популярным сельским времяпрепровождением. Эти танцы обычно проводились по воскресеньям вечером летом, когда молодые люди соберутся в перекрестке. Музыка часто исполнялась скрипачом, стоящим на трех табуретах на ножках и положенной рядом шляпой для сбора монет. Скрипач начинал с рила, затем "Silver Tip". После того, как проигрывал мелодию несколько раз,присоединялись танцоры. Молодые люди отказывались начинать танцевать до тех пор, пока скрипачом не заполнялась 8 первых счетов.

Международный успех Riverdance и позже Lord of The Dance поместил ирландский танец в международную арену. Танцующие школы в Ирландии сегодня переполнены молодыми учениками, стремящимися подражать и изучать стили ирландского танца, которые принесли Джин Батлер и Майклу Флэтли международное признание.


Автор: Путинцева Светлана
при перепечатке материала ссылка обязательна