Организация учебного процесса в ирландских танцах, проблемы стоящие перед преподавателями этого направления в России.

 

Несомненно, ирландский танец сейчас является одним из популярных видов хореографии. Причем известным и популярным он стал в нашей стране довольно в короткий отрезок времени. Вполне естественно, в течение нескольких лет существовал хаос, но стандартизация и постепенное уточнение движений, заимствование зарубежной методики преподавания ирландского танца привели его  к большому прогрессу. Соревнования по ирландским танцам (ФЭШи) вызывают интерес практически во всех странах мира и уровень танцевальной подготовки достаточно высок. Прежде всего, занятия ирландскими танцами способствуют умственной и физической разгрузке, и в этом плане с ними мало что может сравниться. При серьезном подходе ирландские танцы могут дать человеку такую физическую нагрузку, какую он пожелает.

Естественно, что для каждой возрастной группы и для каждого уровня подготовки существует своя отдельная программа, рассчитанная на уровень исполнения танца и, соответственно, на класс спортсмена - исполнителя. В связи с тем, что ирландский танец в своем современном понимании индивидуален для отдельных исполнителей, программа для каждого подбирается практически индивидуально, согласно уровню его мастерства, чувству ритма, хореографической подготовке, возрасту и полу. Исходя из этого, педагог строит свои занятия и формирует группы, обращая внимание на все выше сказанное.

Так же необходимо учитывать и тот факт, что ирландскими танцами начинают заниматься не только в раннем возрасте, но и зрелом.  Поэтому обучение на начальном этапе для детей, юношей, взрослых и артистов балета будет несколько различным. Но в любом случае начинающий «irdancer» в любой возрастной категории должен будет пройти все этапы подготовки и разучить все основные движения согласно классу мастерства.

На протяжении уже многих лет в Ирландии разрабатывались и утверждались единые правила исполнения определенных  элементов ирландских танцев: сольных танцев (Irish Stepdance), кейли (céilí), постановочных фигурных танцев(Choreographed Figure Dances), сет-танцев (Set Dancing), шан-носа (sean-nós). Это позволило систематизировать опыт, накопленный на протяжении многих лет, а также в большей степени упорядочить работу преподавателей и тренеров, более конструктивно использовать и выстраивать учебно-тренировочное время. Одним из подразделений Гэльской лиги, отвечающей за сохранение и развитие  традиционной ирланской танцевальной культуры, является комиссия по ирландским танцам (An Coimisiún le Rincí Gaelacha), которая ежегодно осуществляет аттестацию тренеров и педагогов по ирландскому танцу из разных стран мира.

Подход тренера-педагога должен быть индивидуально подстроен согласно желаниям и потребностям занимающихся людей. Новичку, чтобы прилично стучать, потребуется минимум информации о технических аспектах того или иного танца. На начальном этапе танец должен трансформироваться в хобби. Для более зрелых танцоров, которые выбрали ирландский танец для достижения каких-либо спортивных результатов, он является средством самореализации и стремления к наивысшему успеху. Очевидно, что методы обучения здесь должны варьироваться в каждом отдельном случае.

Перед тем, как изучать основные элементы, на начальном этапе проводятся подготовительные упражнения на раскрепощение и работу стопы, которые готовят отдельные группы мышц, суставы для работы в определенных основных движениях, характерных для того или иного танца, согласно программе. В отдельных случаях для обучения тех или иных движений предлагается изучение некоторых основ классического танца. Для хореографически подготовленных  людей программа обучения ирландскому танцу выстраивается с учетом знаний,преобретенных ранее в других направлениях танцев ( классический, современный или эстрадный танец). Все это необходимо для развития  координации, музыкальности, чувства ритма, ритмических рисунков, а также для подготовки учеников к изучению движений и связок согласно программе и правилам, разработанных комиссией по ирландским танцам. Изучение же самих танцев так же проходит согласно разработанным требованиям. Например, при изучении reel танца необходимо в первую очередь определить музыкальный размер композиции (4/4), запомнить основной счет музыкальной фразы(и-раз, и-два, и-три, и-четыре), выучить  основные традиционные шаги и элементы(с учетом обуви,в которой танцуем- "лайт- рил" или "трэбл- рил"). Количество танцев может варьироваться в зависимости от уровня подготовки учеников и степени быстрого обучения. Усложнение ранее выученных и разучивание новых танцев проходит согласно росту мастерства и класса исполнителей. Учебный процесс для артистов более высокого уровня и класса мастерства выстраивается в зависимости от проблем, которые видит тренер-педагог в тех или иных композициях и танцах. В нем уделяется внимание в большей степени на технические аспекты ударов и более чистое звукоизвлечение ритма (если это танец в жеских), точность исполнения элементов, легкость, гармоничное сочетание движений ног (танец в мягких). Помимо этого, на данном этапе необходимо помнить о том, что кроме программы, которая включает в себя необходимое количество упражнений, встает проблема взаимоотношений, характера и имиджа танцовщика. В учебный процесс на данном этапе необходимо включить упражнения на образ, характер, актерское мастерство, импровизацию, внутреннее состояние в ритмической структуре для того, чтобы танец приобрел более живые краски и стал интересен для восприятия. Помимо этого в работе педагога по ирландскому степу должны проводиться психологические тренинги, направленные на общение и взаимоотношения (если это дуэт), а также на подготовку танцоров для участия в чемпионатах. Они должны получать необходимую установку на то, чтобы волнение и стресс не смогли негативно повлиять на уровень подготовки  артиста. Программа на данном этапе не дает в полной мере осознать эти проблемы, так как включает в себя технические аспекты исполнения ирландского танца, направленные на соблюдение правил в исполнении традиции. В любом случае тренеру-педагогу желательно обращать внимание на тот факт, что каждый танцор индивидуален, и задача состоит в том, как выстроить рабочий процесс таким образом, чтобы, работая с программой и нормативами, не забывать об этой индивидуальности и необходимости ее раскрытия.

Сегодня встает на первый план другая проблема - недостаточная организация методической подготовки педагогов ирландского  танца у нас в России. Практика свидетельствует о том, что педагоги, преподающие ирландский танец, в большинстве своем не являются выпускниками ВУЗов  педагогического профиля, в которых преподавание методики носит систематизированный характер. При организации курсовых мероприятий повышения квалификации не учитываются индивидуальные профессионально-ориентированные потребности специалистов и, как правило, отсутствуют спецкурсы по педагогике,психологии,истории ирландского танца,анатомии и др.общеобразовательных дисциплин,принятых в ВУЗах по подготовке профессиональных педагогов хореографов. Есть мероприятия,на которых педагоги могут  повышать уровень своего профессионального мастерства (техника исполнения ирландских танцев, изучение лексического материала на мастерклассах зарубежных преподавателей, но нет семинаров, на которых педагоги приобретали бы умение использовать современные методы преподавания и средства обучения ирландскому танцу, обмениваясь методическим опытом. На сегодняшний день не выстроена четкая система методической подготовки педагогов по ирландскому танцу. Остается неудовлетворенной потребность педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями и активными методами преподавания, стимулирующими и поддерживающими интерес учеников к занятиям.


Автор: Путинцева Светлана
при перепечатке материала ссылка обязательна