Рекомендации начинающему ирландскому танцору.

 

Если вы всерьез решили заняться ирландским танцем, в первую очередь вам нужно освоить основное положение ног, корпуса, рук и головы. Первое с чего стоит начать – это позиция ног, которая является самым важным и значимым аспектом при исполнении всех видов ирландских танцев. Любой из судей на фэше вам скажет, что самое свое пристальное внимание уделяет именно нижней части тела.

Встаньте прямо. Мысленно нарисуйте на полу крестик и разделите его на сектора:

Правую ступню ставим в 1-й сектор. При этом стопа прилегает внешней стороной к верхней правой черточке (пятка стоит в нижнем углу 1-го сектора, а носок смотрит в правую сторону под углом 45 градусов относительно фронтального положения корпуса). Левую ступню ставим в 3-й сектор так, чтобы внутренняя часть стопы прилегала к правой нижней черточке (носок левой стопы находится в верхнем углу 3-го сектора, угол между направлением пятки и направлением носка правой ноги составляет 90 градусов). Таким образом, мы с вами получаем отпечаток следов обеих ног, похожий на уголок.

Особое внимание обратите на расположение и направление своих коленей. При исполнении любых элементов ирландского танца колено впереди стоящей ноги должно закрывать колено ноги, которая находится сзади. Оба колена должны быть направлены вперед, относительно центра корпуса. Такое положение коленей и стоп называется «скрещенностью».

При изучении основной позиции ног в ирландском танце нужно обязательно обратить свое пристальное внимание на «выворотность» ног. Дело в том, что исполнение любого элемента ирландского танца подразумевает под собой сохранение развернутости стопы. Например, когда вы поднимаете ногу вперед или долго держите ее в воздухе, то на внутренней стороне пятки должен поместиться стакан с водой. Это положение пяток должно сохраняться на протяжении исполнения всего ирландского танца. Если вы занимаетесь в зале с зеркалами, то во время исполнения танцевальных связок вы всегда должны видеть в зеркале внутренние стороны своих пяток. Стоит помнить всегда о том, что «выворотность» стопы напрямую зависит от «выворотности» бедра (в противном случае вы приобретете себе ненужные травмы голеностопного и коленного суставов). Поэтому помимо разработки нижней «выворотности» стоп следует заняться разработкой тазобедренного сустава и всегда помнить о том, что «выворотность» – это не только основное правило исполнения движений, но и инструмент красоты исполнения ирландских танцев.

Перед тем, как вы начнете выполнять свое первое движение, необходимо уяснить понятия опорной и рабочей ног. Опорная нога поддерживает корпус в движении, принимая на себя его тяжесть. Работающая нога освобождена от тяжести корпуса, она выполняет движение. Функции работающей ноги значительно более разнообразны, чем функции опорной ноги, но тем не менее, понятия «опорная» и «работающая» до известной степени условны, так как работа опорной ноги в движении является залогом устойчивости в ирландском танце.

Прежде, чем приступить к изучению первого элемента ирландского танца, нужно правильно выстроить свой корпус, т.к. правильная его постановка тоже является залогом устойчивости. К тому же, подтянутость корпуса обеспечивает свободу тазобедренного сустава, облегчая тем самым развитие выворотности. В ирландском танце корпус поставлен вертикально, диафрагма подтянута. Плечи свободно опущены, раскрыты и развернуты параллельно полу. Лопатки не соединяются. Мышцы поясницы напряжены и подтянуты кверху настолько, чтобы корпус стал прямым, легким и стройным. Голова держится прямо, взгляд устремлен перед собой, руки опущены вниз. Самой распространенной ошибкой при постановке корпуса в ирландском танце является чрезмерное его закрепощение. Ученик прилагает слишком много усилий для того, чтобы держать корпус неподвижно. При этом мышцы сильно напрягаются и тем самым «крадут» лишнюю энергию, которая очень важна для работы ног. Исчезает ощущение легкости исполнения движений, тело становится «зажатым», а не подтянутым и грациозным.

Еще одним важным звеном при павильном исполнении ирландского танца является так называемая «пружина», когда ваши колени и стопы находятся в свободном, не напряженном состоянии (но и не совсем расслабленном). Залогом успеха в прыжках является правильная работа стоп и коленей. Они подобно рессорам берут на себя функцию смягчения ударов о пол при выполнении прыжков и подобно трамплину выталкивают вас наверх, когда вы совершаете прыжок. В противном случае ваш танец превратиться в угловатое и неуклюжее выполнение вымученных движений и комбинаций ирландского танца (представьте себя едущем на велосипеде по камням со спущенной камерой). Для того чтобы не допустить подобного, с самого начала пытайтесь проверять себя. Прежде чем выполнять то или иное движение просто «попружиньте» на обеих ногах, ощущая при этом свободу и легкость. Только потом следует приступить к выполнению элементом ирландского танца.

Еще одним из основных условий техничного исполнения ирландского танца является устойчивость – умение держать равновесие, так называемый апломб. Когда вы только встали в позицию, обратите внимание на то, как вы ощущаете себя в пространстве. Для того, чтобы правильно держать равновесие необходимо учитывать положение корпуса и ног. Пятки должны находиться непосредственно под затылком, линия ног должна проецироваться от позвоночника одной единой линией, мышцы спины подтянуты, позвоночник прямой, шея вытянута (как у лебедя), голова не запрокидывается назад. Условно представьте себя растением, которое тянется к солнцу. Корпус должен быть над ногами, а не напоминать пятикилограммовый балласт, тянущий вас к полу. После того, как вы почувствовали легкость в своем теле, начинайте приподниматься наверх и встаньте на «полупальцы»(когда вы стоите на подушечках стоп, подняв пятки наверх). Если при этом вас не бросает в стороны, значит вы стоите правильно. Помните всегда о том, что залогом устойчивости является правильно поставленный корпус и качественная работа ног.

Итак, основные правила, которые я требую от своих учеников:
1. «Выворотность» (носки смотрят в стороны, а пятки вовнутрь)
2. «Скрещенность» (во время исполнения элементов ирландского танца колени и стопы прячутся друг за другом)
3. Прямой, статичный, не зажатый корпус (2 плеча и 2 бедра держу ровно)
4. Железный апломб, устойчивость (при выполнении движений держать равновесие)
5. Легкость (при выполнении прыжковых упражнений ирландского танца всегда отрываться от пола)
6. «Пружинность» (колени и стопы являются моими рессорами)
7. Интузиазм.

Знание этих правил (что, собственно, и является задачей обучения) помогает наилучшему, совершенному исполнению движений ирландского танца; позволяет, следуя мудрому закону, при наименьших усилиях добиться наибольших результатов.

Правильность, умение, мастерство, наконец, техника (что в переводе с греческого означает «искусство») – не самоцель для исполнителя. Это ступень (и степень) выразительности в исполнении ирландского танца.


Автор: Путинцева Светлана
при перепечатке материала ссылка обязательна