Специфика проведения групповых занятий ирландского танца в жесткой обуви (Hard shoes).

 

Особенность построения групповых занятий в ирландском танце заключается, прежде всего, в особенности самого жанра. Как известно, ирландский танец делят на 2 основные категории: танец в мягкой обуви и танец в жесткой обуви.

Поговорим подробнее о танце в жесткой обуви. Когда ученик одевает жесткие ботинки, он должен четко понимать, что любой стук, воспроизводимый набойками - это музыка, которая исполняется не музыкальными инструментами, а собственными ногами, поэтому целью обучения танцовщиков является не только умение танцевать какие-либо постановочные номера с преобладанием в них актерского мастерства и пластики, но и важнее всего - уметь правильно и четко воспроизводить ритмическую структуру танца. Необходимо научить исполнителя слушать свой собственный ритм и уметь слушать других, совмещая свой ритмический рисунок с групповым звучанием.

Структура группового воспроизведения ирландского танца в жестких полностью идентична структуре любого музыкального произведения. Здесь каждый инструмент играет по своему, но, дополняя другие инструменты, составляет одну из частей общей музыкальной ткани. Любой исполнитель ирландского танца должен относиться к своей работе, как музыкант, играющий на каком - либо инструменте:
1. Умело настраивать свой инструмент (в данном случае свои ноги), чтобы он правильно звучал.
2. Технично и правильно играть на инструменте
3. Укладывать свое звучание в темп и ритм общей музыкальной структуры (находиться во времени и «груве»)
4. Уметь импровизировать, находясь при этом в едином времени и «груве».

Любой музыкант очень тонко и избирательно относится к своей работе - извлечению звука, который воспроизводит определенную мелодию. Такая аналогия приводится не случайно. Любой танцовщик ирландского танца в жестких - это музыкант. Он должен, так же как и музыкант уметь слышать себя и группу. Поэтому педагог по ирландскому танцу, учитывая эту особенность своего жанра должен строить свои групповые занятия сообразно аналогии с оркестром. Педагог является в данном случае дирижером. Он управляет группой исходя из своего музыкального и танцевального образования.

Для полного понимания специфичности групповых занятий ирландского танца рассмотрим очень важное и нужное понятие полифония. Полифония в ирландском танце и музыке - это сложная взаимосвязь различных ритмических и мелодических компонентов в одно целое - музыкальную ткань, которая представляет собой временную основу. Временной основой в ирландском танце служит метроном (либо прибор «метроном», либо акцентированные четкие удары в ладоши). Каждый исполнитель танца в жестких должен подчиняться единому общему метроному. Полифонией сложнейшего порядка считается одновременное исполнение несколькими солистами или группами, у каждого из которых имеется свой ритм и хореографический текст. Например, ярким примером может служить шоу Lord of The Dance, где массовые ирландские танцы являются полифоническими. Вообще, в основе практически всех ирландских шоу и традиционных ирландских танцах основным выразительным элементом в групповых танцах является полифония. Особенно если это касается массовых постановок.

Существует несколько способов исполнения хореографического текста в группе. Овладев определенной лексической базой ирландского танца, исполнители должны использовать движения в соответствии со следующими формами;

1.Унисон - наиболее простой способ презентации лексического материала ирландского танца, однако при этом исполнении могут быть следующие варианты:
А) одновременный унисон, когда вся группа исполняет лексический материал синхронно, в одинаковом ритмическом рисунке. При этом звучание ритма каждого исполнителя в отдельности должно быть абсолютно идентичным, иначе общая ритмическая структура будет нарушаться посторонними ударами, либо звуками (шарканье по полу, искажающими общее впечатление от единой ритмической структуры танца в жестких).
Б) одновременный дополняющий унисон, при котором одна часть группы исполняет базовую ритмическую структуру, фразу, а другая - с дополнительными ударами.
В) одновременный контрастный унисон, когда две группы исполняют разный ритмический текст, сохраняя при этом общий метроном. Очень важно при выполнении этого приема работы с группой уделять большой концентрации внимания исполнителей разных групп на общий темп и самое главное метроном.
Г) одновременный второстепенный и на переднем плане унисон означает, что одна часть группы играет ведущую роль в акцентах в ритме, в то время как другая исполняет роль фона, который поддерживает и оттеняет главную группу. Второстепенная ритмическая структура может состоять из части базового мотива. Возможны временные изменения, второстепенная группа исполняет ритмический мотив медленно, в то время как главная группа исполняет его в два раза быстрее.
Очень важно для более понятного восприятия участниками коллектива всех форм унисона правильно расположить отдельные группы по площадке класса. Например, параллельными линиями (две шеренги, три горизонтальные линии, крест, квадрат), линиями под углом, дугами и кругами. Это дает возможность сконцентрироваться каждой отдельной группе на своем лексическом материале, не рассеивая своего внимания на действия других групп, исполняющих свои ритмические рисунки.

2.Канон. Построение ритмического текста приемом канона означает, что две или несколько групп исполнителей вступают с некоторым опозданием по времени. Эта временная задержка может быть разной:
А) последовательный канон, который означает, что группы или солисты выполняют одинаковую ритмическую фразу с некоторой задержкой во времени. Например, на один счет, два счета, три счета, четыре счета. Последовательность «подключения» каждого исполнителя или группы может быть различной: один солист, затем поочередное присоединение участников группы, несколько маленьких групп, вступающих в движение поочередно, большая группа и маленькая группа - варианты зависят от фантазии педагога.
Б) последовательный дополняющий канон, - это построение в классической хореографии носит название «вопрос - ответ», или в народной хореографии есть термин «перепляс». Суть подобного построения заключается в том, что одна группа своей ритмической фразой как бы задает вопрос, другая группа отвечает. Ритм может быть одинаковым, но «ответ» не всегда следует за «вопросом» - иногда он накладывается на него.
В) последовательный второстепенный или на переднем плане канон. Суть этого приема в том, что педагог использует ритм на заднем плане как фон. Это напоминает «остинато» в музыке, т.е. ритмическая фраза исполняется с остановками, ритмическими задержками (ломаный ритм), в то время как на переднем плане основная группа или солист исполняет ту же ритмическую фразу как мелодию. Как противопоставление мелодии и ритмической основы. Возможен и прием, при котором наоборот, тема произведения передается группе, а солист исполняет подголоски.
Канон является самой сложной формой положения ритмических рисунков. К нему стоит обращаться лишь в том случае, когда все исполнители без исключения будут обладать безупречным выполнением всех элементов ирландского танца. Проще говоря, когда исполнители будут на вершине технического мастерства.

Основные педагогические приемы, часто используемых педагогами ирландского танца при работе с группой.
1. Копирование. Этот прием основан на повторении за педагогом по ирландскому танцу лексического материала, с целью абсолютно точного воспроизведения всех ударов и звуков. Задача каждого исполнителя - скопировать точный ритмический рисунок тренера, с учетом скорости (темпа движения) и ритма (сочетание быстрых и медленных движений, сильных и слабых ударов).
Метод копирования должен быть направлен как на отдельного участника хореографического коллектива, так и на группу исполнителей в целом. Поэтому целесообразнее всего использовать этот прием последовательно. Сначала копирует ритм каждый ученик по очереди, затем по два человека, по три и т.д. Это позволяет ученикам не только воспринимать и повторять ритмический рисунок движения индивидуально, но и учиться слушать своих товарищей и танцевать и ними синхронно, не выпадая из ритмической структуры заданного лексического материала.
2. Дополнение. Этот прием основан на дополнении к заданному ритмическому рисунку каких - либо своих ударов, что позволяет исполнителю не просто повторять движение тренера, но и мыслить импровизационно. Данный прием ведет к тому, что исполнители встают на первую ступень импровизации, которая является главной и неотъемлемой частью любого стиля и направления ирландского танца. По своей структуре он очень схож с копированием и методически выполняется так же.
3. Контраст. Этот прием является основным в развитии у студентов ирландского танца импровизационных способностей, ритмически насыщенного мышления. Применяется прием контраста следующим образом: исполнители стоят в линии, тренер подходит к каждому участнику и задает ему ритмическую фразу, на которую участник отвечает своей ритмической фразой. Первоначально ритм задается просто хлопками. Задача исполнителей не повторять заданный тренером ритм, а отвечать ритму тренера своим ритмическим текстом, не похожим ни на чьи другие, т.е. каждый исполнитель не должен повторять ритм других исполнителей, которые были исполнены ранее. Уже на определенных этапах освоения лексического материала ирландского танца, ритм хлопками переносится на ритмическое исполнение элементов и комбинаций степа.

При проведении групповых занятий необходимо учитывать два важных момента. Первый момент - научить исполнителей слушать самого себя. Второй момент - научить исполнителей слушать группу в целом и уметь подстраиваться под группу. - быть одним целым в исполнении общих комбинаций ирландского танца. Ярким примером может служить такая работа в деятельности педагога ирландского танца, профессора академии ирландского танца и музыки LIMERIK, девятикратного чемпиона мира по ирландскому танцу Колина Дана. Основная цель его занятий - научиться слушать себя и группу в целом. В процессе одного занятия Колин дает всего две ритмические комбинации (jiga and reel) и оттачивает их до совершенства. Разучивают комбинации все вместе. Затем, после того как комбинация освоена всей группой, он начинает комбинировать общее звучание с сольным исполнением. На протяжении всего занятия педагог подходит к каждому исполнителю и просит простучать заданный в начале урока ритмический рисунок комбинации «tapa». Он не отходит от ученика до тех пор, пока не услышит от него то, что нужно, при этом дословно объясняя специфику каждого удара, исправляя каждую малейшую ошибку. Не всем исполнителям нравится просто стоять в этот момент в стороне и наблюдать за тем, как учат одного человека, на что Колин всегда говорит группе: «Слушайте и смотрите, эти ошибки могут быть и у вас».

Очень важно при проведении групповых занятий по ирландскому танцу постоянно менять порядок расположения учеников. Это делается не столько из-за того, чтобы не выделять солистов, сколько из-за того, чтобы все участники группы могли хорошо видеть педагога. Одним из способов перемены порядка расположения является смена линий. В начале каждого занятия все участники делятся по линиям и группам. (Например: 3 линии и 3 группы. (см.рис.)) На протяжении всего занятия меняется только расположение линии. Как правило группы А,В и С нужны для исполнения различных комбинаций. Например, сначала комбинацию исполняют все вместе, затем только первая линия, вторая линия и третья линия, затем только группа А, группа В, группа С, затем группа А первой линии, второй линии и третьей линии поочередно, затем группа В первой линии, второй линии и третьей линии поочередно, затем группа С первой линии, второй линии и третьей линии поочередно. Это делается с одной целью: слышать себя и группу, и помогает педагогу более тщательно разобраться в ошибках каждого исполнителя, что приводит к более высоким результатам в освоении ирландского танца.

Для изучения соединения ритма музыки и ритма ирландского танца в жеских существует достаточно много упражнений, некоторые из которых я опишу:
Упражнение 1. «Ритмический оркестр». Исполнители стоят полукругом, первый начинает выстукивать или задает хлопками определенный ритм, второй таким же способом добавляет свой ритм, третий свой и т.д. Это упражнение лучше всего выполнять без музыкального сопровождения. Целью данного упражнения является воспитание в исполнителе умения слушать друг друга и дополнять друг друга.
Упражнение 2. «Копирование» исполнители стоят в хаотичном порядке. Один из них начинает делать какую - либо фразу степа, повторяя ее. Затем каждый исполнитель по очереди начинает повторять движение первого, таким образом, в итоге, вся группа, подстраиваясь по очереди, друг к другу, должна в унисон стучать ритмический рисунок, заданный первым исполнителем.
Упражнение 3. Тренер задает базовый темп. Каждый индивидуально импровизирует в различных вариациях этого темпа, на пример в два раза медленнее или в два раз быстрее.
Упражнение 4. Партнер А хлопками задает определенный ритм, партнер Б - исполняет импровизационно комбинацию ирландского танца под этот ритм, партнер В задает дополнительный ритм, который сочетается с тем, который задал партнер А, партнер Г - исполняет ирландский танец под дополнительный ритм.
Упражнение 5. Одна группа исполняет определенное движение быстро, другая группа исполняет это же движение в два раза медленнее.
Упражнение 6. Группа исполняет комбинацию ирландского танца в определенном, задаваемом музыкой ритме. При паузе в сопровождении, группа продолжает удерживать ритм комбинации.


Автор: Путинцева Светлана
при перепечатке материала ссылка обязательна